Журнал «Рейс» совместно с транспортной компанией «Мострансавто» продолжает ресурсные испытания радиатора системы охлаждения двигателя LUZAR, стартера и генератора StartVOLT
С момента запуска ресурсных испытаний радиатора системы охлаждения двигателя LUZAR, стартера и генератора StartVOLT прошло почти два месяца. Период по меркам коммерческого транспорта, который ежедневно выходит на линию, немалый. Следовательно, пришло время проверить техническое состояние испытуемых компонентов, узнать о том, как они проявили себя в конкретных условиях эксплуатации и, соответственно, сформировать первый отчет. Напомним, что для проведения независимых ресурсных испытаний компонентов партнер журнала «Рейс» – транспортная компания «Мострансавто» – выделила один из своих автомобилей, который ежедневно выходит на маршрут и перевозит пассажиров. Им стал достаточно «свежий» (2016 года выпуска) микроавтобус «ГАЗель-Next» (гос.номер Е496НХ 750), пробег которого на начало ресурсных испытаний составлял 157 669 км. Как мы уже отмечали в стартовом материале, относительно небольшой пробег машины не означает, что она эксплуатируется в легких условиях. Напротив, городские перевозки, характеризующиеся плотным трафиком движения, частыми разгонами и торможениями, продолжительной работой мотора на холостом ходу, значительно осложняют работу транспортного средства и нагружают его узлы и агрегаты. В том числе двигатель, его систему охлаждения и навесное оборудование (в нашем случае стартер и генератор). Учитывая, что на момент подготовки первого промежуточного отчета на одометре транспортного средства значились показания 168 589 км, несложный расчет дает нам наработку транспортного средства за три прошедших месяца – 10 920 км. Еще раз подчеркнем – наработку машины и агрегатов, с точки зрения условий эксплуатации транспортного средства, было бы правильно считать не в километрах пробега, а в моточасах. Однако данного счетчика конструкцией не предусмотрено.
Позади остался достаточно сложный для двигателя летний период эксплуатации, когда для поддержания оптимальной рабочей температуры от системы охлаждения требовалась максимальная отдача и обеспечение эффективного отвода тепла. При передвижении машины на низких скоростях радиатор не обдувается набегающим потоком воздуха, как это происходит при движении машины по трассе. Основная нагрузка по нагнетанию воздуха ложится на штатные вентиляторы. Большое значение в обеспечении оптимального температурного режима имеют рабочие характеристики радиатора системы охлаждения. Как известно, работа силового агрегата в предельных тепловых режимах (ниже или выше оптимального значения) приводит как к перерасходу топлива, так и снижению ресурса ДВС. Напомним, что переданный транспортной компании АО «Мострансавто» для испытаний радиатор системы охлаждения двигателя LRc 0322b создавался для установки на автомобили «ГАЗель-Next» с двигателем Cummins ISF 2.8. Он производится по технологии «Ноколок», которая подразумевает использование двухрядной алюминиевой трубчато-ленточной сердцевины. Благодаря данной конструктивной особенности, а также ряду других решений, радиатор способен эффективно рассеивать тепловую энергию, не допуская выхода температуры рабочей жидкости за предельные значения даже при пиковых нагрузках на систему охлаждения. Впереди не менее сложный – зимний период эксплуатации. Он характерен как большим количеством грязи, которая будет оседать на радиаторе и забивать его соты, препятствуя тем самым прохождению воздуха и теплообмену, так и большому количеству соли, которая будет оседать на конструктивных элементах радиатора. А как известно, противогололедные реагенты негативно взаимодействуют с алюминиевыми сплавами, вызывая их коррозию и разрушение. Следовательно, у нас появляется возможность проверить, как обстоят дела с коррозионной стойкостью у испытуемого радиатора и насколько снизится его эффективность при засорении сот грязью. Разумеется, транспортная компания будет обслуживать машины согласно плану ТО и производить мойку автобуса, в том числе и сбивать грязь с радиатора системы охлаждения. Это позволит поддерживать его работоспособность на требуемом уровне эффективности. Низкие температуры, повышенная влажность воздуха, пары противогололедных реагентов окажут негативное воздействие и на испытуемые агрегаты электрооборудования – стартер и генератор. Нагрузка на генератор в зимнее время возрастет, так как из-за сокращения светлого времени суток световые приборы на транспортном средстве будут включены более продолжительное время. При этом электрооборудование автобуса и так сильно нагружено, так как помимо штатных потребителей электроэнергии на машине есть еще и системы видеонаблюдения, безналичной оплаты проезда, аудиоинформирования пассажиров и так далее. При этом, чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже принимает заряд аккумуляторная батарея. Словом, зимой генератору придется работать с максимальной отдачей. Благо, его характеристики по выдаваемому напряжению на разных режимах работы мотора (оборотах коленчатого вала), которые были сняты инженерами автопредприятия, дают уверенность в том, что агрегат легко справится даже с пиковой нагрузкой. Что касается стартера, то по утрам ему придется работать в режиме максимальной мощности, проворачивая коленчатый вал промерзшего за ночь мотора и обеспечивая пусковые обороты коленчатого вала.
Мнения
Игорь Явдощук
директор по маркетингу бренда StartVOLT
– Оценивая целесообразность ремонта стартеров и генераторов, важно понимать, что именно вышло из строя в агрегате, при каких условиях и на какой наработке (пробеге) это произошло. Так, если у генератора вышел из строя только регулятор напряжения, то его замена обойдется в два-три раза дешевле, нежели покупка нового агрегата. Однако не будем отрицать того, что качество ремонта зависит не только от применяемых запасных частей, но и от профессионализма мастеров, которые выполняют работу. Подчеркну – я не ставлю под сомнение компетенцию сотрудников специализированных мастерских по ремонту генераторов и стартеров. Однако если мастера задались целью максимально снизить стоимость ремонта агрегатов (в том числе, по требованию клиента), то достигают этого, в большинстве случаев, за счет использования запасных частей невысокого качества. По отношению к таким ответственным агрегатам, как стартер и генератор, это недопустимо! Не станем забывать и то, что важно не только качественно отремонтировать агрегаты, но и выяснить причину выхода их из строя, устранить ее.
Если говорить об основных причинах выхода из строя стартеров и генераторов, то их можно разделить на две группы. Первая – производственные дефекты, в том числе вызванные низким качеством комплектующих. Не случайно ведущие производители генераторов и стартеров уделяют особое внимание подбору поставщиков подшипников, регуляторов напряжения, диодных мостов, «бендиксов», втягивающих реле, щеточных узлов и т.д. и внедряют в производственную цепь пооперационный контроль. Потребители продукции StartVOLT могут быть уверены не только в том, что приобретаемые ими агрегаты собраны из комплектующих высокого качества, но и в том, что они прошли 100 %-ый выходной контроль. В комплект к каждому генератору и стартеру StartVOLT прилагается индивидуальный технический паспорт с результатами теста конкретного изделия, который был проведен на специализированном стенде. Данный подход к производству позволяет нам предоставлять на продукцию расширенную двухгодичную гарантию, которая действует с момента продажи агрегата. Вторая группа причин, которые приводят к выходу из строя генераторов и стартеров – эксплуатационные. Они связаны с неисправностями автомобиля, но никак не с качеством генератора или стартера. Так, если у генератора преждевременно вышел из строя подшипник, установленный на носке вала на который монтируется шкив, то это не означает, что он был низкого качества. В большом количестве случаев неисправность была вызвана превышением усилия натяжки приводного ремня. Вообще, ошибки монтажа агрегатов, которые приводят к выходу их из строя, явление достаточно частое. Выход из строя регулятора напряжения или диодного моста может быть связан с неисправностью АКБ или силовой электропроводки. Так, при отказе аккумулятора нагрузка на генератор возрастает, что сокращает срок его службы. Если венец маховика изношен или поврежден, есть проблемы с силовой электропроводкой, контакты клемм подключения втягивающего реле («пятаки») окислены, то это может привести к работе стартера в предельных режимах, что также негативно отразится на ресурсе агрегата.
Грузовое направление является одним из приоритетных для нашей компании. Следуя заданному курсу, мы развиваем производство и наращиваем объемы выпуска, ежемесячно добавляя в продуктовую линейку до десяти новых позиций по разным компонентам. Одной из новинок, которые встали на конвейер является трапеция стеклоочистителя для автомобиля КАМАЗ 5490. Отмечу, что StartVOLT единственный на российском рынке альтернативный производитель этого узла. Причем мы предлагаем трапецию без моторедуктора, что значительно снижает стоимость ремонта. Для справки – в оригинальной поставке трапеция идет с моторедуктором. В ближайшем будущем мы планируем значительно расширить ассортимент генераторно-стартерной группы, в частности, закрыть весь ассортимент для популярных отечественных грузовых автомобилей. Также мы проводим серьезную работу по обеспечению высокого качества продукции. Это позволит нам укрепить свои позиции на рынке.
Мнения
Петр Нечипоренко
коммерческий директор УК «Карвиль»
– При выходе из строя радиатора системы охлаждения двигателя у владельца автомобиля возникает вопрос о возможности и целесообразности его ремонта. В пользу ремонта звучат следующие аргументы: мы имеем дело с редкой моделью радиатора, которую невозможно оперативно приобрести на замену вышедшему из строя, ремонт это необходимость, вызванная особыми обстоятельствами – любой ценой завершить рейс и доставить груз в пункт назначения в обозначенные договором на перевозку сроки. Разумеется, ремонт радиатора в большинстве случаев обходится дешевле покупки нового агрегата. Однако следует понимать, что отремонтированный радиатор по своим эксплуатационным свойствам и техническим характеристикам может значительно уступать новому. Также ремонт радиатора теряет всякий смысл, если он был вызван его естественным износом. Как показывает практика, через короткое время отремонтированный радиатор снова потечет и потребует внимания технической службы автопредприятия. Повторный ремонт с демонтажем/монтажом радиатора с автомобиля и простоем подвижного состава в ремонте – это прямые убытки автопредприятия. И, наконец, даже опытный мастер не сможет отремонтировать радиатор так, чтобы обеспечить его надежную работу. Таким образом, ремонт радиатора временно устраняет причину течи и позволяет лишь «отодвинуть» срок замены агрегата. Ремонт радиатора может быть оправдан, когда речь идет о новом агрегате, который вышел из строя по причине механического воздействия, а не потек в результате естественного износа.
Основными причинами выхода из строя радиаторов (потеря герметичности) грузовых автомобилей являются: высокий уровень вибраций, механические повреждения, естественный износ, повреждение охлаждающих трубок при использовании низкокачественного антифриза (неестественный износ). Если с первыми тремя причинами все ясно, то на последней стоит остановиться подробнее. Система охлаждения автомобиля работает при высоких температурах. При нагреве охлаждающие жидкости низкого качества (особенно созданные на дешевой глицериновой основе), а также просроченные ОЖ (пакет присадок которых сработался, а основа деградировала) агрессивно воздействуют на элементы рубашки охлаждения и, в том числе, радиаторы. Именно по этой причине я настоятельно рекомендую не экономить на приобретении охлаждающих жидкостей и заменять их согласно требованиям (сроки проведения регламентного технического обслуживания) автопроизводителя.
В ближайших планах компании LUZAR расширить номенклатуру производимых радиаторов для грузовых автомобилей. В частности, речь идет
о производстве аналогов импортных радиаторов «65115 тип Modine» и «65115 тип Behr» для автомобилей КАМАЗ. Выбор на данные модели пал не случайно – импортные радиаторы сложно найти в продаже, а стоимость их высока. Также мы планируем начать производство всей линейки интеркулеров для автомобилей МАЗ. Сейчас в продуктовой линейке LUZAR представлено три интеркулера для минских грузовиков и один для автобусов МАЗ. В ближайшем будущем ассортимент пополниться еще четырьмя моделями. Отмечу, что «МАЗовские» интеркулеры отличаются только подводящими патрубками и расположением кронштейнов крепления. Основа радиаторов идентичная. Для автомобилей МАЗ с двигателями Deutz и Cummins налажен выпуск радиатора охлаждения с номером 630333. Для машин семейства
ГАЗ 3309 Евро‑3 и Евро‑4 стартовало производство радиаторов без заливной горловины. Таким образом, линейка «ГАЗоновских» радиаторов LUZAR закрыта по всем позициям. До конца 2019 года мы представим потребителям новые радиаторы для тракторов МТЗ‑1523 и МТЗ‑2022 – в дополнение к уже выпускаемым LUZAR радиаторам МТЗ‑80/80 и МТЗ‑1221/1321. В планах компании усилить свои позиции в сегменте «сельхоз» и «спецтех» радиаторов.
Максим Ловяго
заместитель главного инженера АО «Мострансавто»
– С момента начала эксплуатации тестируемых агрегатов автобус ГАЗель А64R 42 (2016 года выпуска) прошел 11 тыс. км. Данный пробег был набран за 54 дня. Фактически стартер осуществил 216 пусков двигателя. Никаких неисправностей агрегата или посторонних звуков при пуске ДВС отмечено не было. Генератор также работает без нареканий. Повышенных шумов, мерцания фар головного света и фонарей – не отмечается. Стоит заметить, что транспортные средства, стоящие на балансе нашего автопредприятия, энергонагружены. Так, на автобусах установлены системы видеонаблюдения, безналичной оплаты проезда, аудиоинформирования пассажиров, которые являются потребителями электроэнергии. Согласно данным диагностики, испытуемый генератор на холостом ходу выдает напряжение 14,3, а при полной нагрузке – 14,1 Вольт. Для сравнения, штатный генератор при тех же условиях выдает 13,9 и 13,5 Вольт. Что касается радиатора охлаждения, то к нему претензий нет – течи отсутствуют, температура охлаждающей жидкости в пределах нормы.
Ссылка на статью: reis.zr.ru