начну ответ со второго вопроса:
В систему охлаждения уходит примерно 30% тепла - это 30% сгоревшего топлива соответственно. Чем выше температура охлаждающей жидкости - тем больше кпд двигателя. Но двигатель очень чувствителен к перегреву, поэтому при проектировании разработчики двигателя ищут баланс экономичности и эффективности охлаждения. Например, в современных Опелях (и не только) температура начала открытия термостата дошла уже до 105 градусов, но при этом в термостат также имеет электронное управление - бортовой компьютер оценивает температуру окружающего воздуха, скорость движения, нагруженность двигателя и в зависимости от этого дозировано открывает термостат, поддерживая температурный режим охлаждающей жидкости, который позволяет избежать перегрева.
В случае переднеприводных ВАЗ главная опасность повышения температуры открытия термостата в летний период (при условии, чистого радиатора и исправного электровентилятора) - это возникновение перегрева в результате, так называемого "термошока". Это режим быстрого движения с внезапной остановкой (пробка на трассе), когда двигатель был нагружен,и нагрузка резко снимается. В этом случае происходит снижение оборотов двигателя, и резкое падение подачи помпы (при оборотах 800 и оборотах 3500 подача помпы отличается в 10 раз!). Происходит резкий подъем температуры охлаждающей жидкости, из-за того что помпа не успевает прокачивать остывшую жидкость из радиатора.
Для уменьшения риска перегрева в такой ситуации нами была разработана серия помп Turbo 2 с крыльчаткой закрытого типа, на холостых оборотах она имеет на 100% большую подачу в отличие от штатной, таким образом разница в подаче жидкости на 3500 и 800 отличается в 5 раз, а не в 10 как у оригинальных помп.
Получается, что при использовании термостата с повышенной температурой открытия летом мы рекомендуем использовать помпы серии Turbo 2.
для 16 клапанного мотора подойдет помпа LWP 01274
https://luzar.ru/catalogue/nasosy-vodyanye-pompy/nasos-vodyanoy-priora-turbo-lwp-01274/