История создания турбокомпрессора

Статьи о продукции

Турбокомпрессор был запатентован в ноябре 1905 года как «машина сгорания, состоящая из компрессора высокого давления, поршневого двигателя и последовательной турбины». Его разработал швейцарский инженер Альфред Бюхи. Идея заключалась не только в том, чтобы сжимать воздух, направленный в двигатель, но и использовать энергию, которая образуется при выходе выхлопных газов. Спустя 10 лет Альфред разработал первый прототип турбодизеля. 

Турбокомпрессоры активно использовались в авиастроении. Их основная задача в этой отрасли – компенсировать низкое атмосферное давление на высоте. В 1917 году несколько турбонагнетателей были испытаны в военных самолетах – инженер Огюст Рато оснастил ими двигатели французских истребителей. Турбины впервые были внедрены в массовое производство в 1930-х годах. 

1923 год – Турбокомпрессоры впервые применили на судовых дизельных двигателях немецких лайнеров. Это позволило увеличить мощность моторов почти на 800 л.с. 

1938 год – На швейцарском машиностроительном заводе Saurer был изготовлен первый дизельный грузовик с турбиной. 

В начале 50-х годов прошлого века в США работали более 20 тысяч турбокомпрессоров: в промышленности, в судовых установках, в двигателях локомотивов. Примерно в это же время компания Garrett занялась разработкой системы наддува для двигателей тракторов. В 1953 году система прошла тест, проработав без остановки 75 суток! Мировой производитель строительной техники Caterpillar заказал пять тысяч турбонагнетателей для своего нового трактора.

После этого турбокомпрессоры стали доступны и конструкторам автомобилей. 

1962 год – Выпуск первых серийных автомобилей с турбиной. Ими стали Corvair Monza Spyder и Oldsmobile Jetfire. После этого в «турбогонку» включились европейские производители. 

1969 год – Дебют BMW-2002: мотор объемом два литра и мощностью 280 л.с. 

1973 год – Доработанная дорожная версия BMW-2002 представлена на автосалоне во Франкфурте.

1975 год – Porsche выпустил дорожный 911Turbo.

В конце 70-х годов турбонагнетатели появились в моделях автомобилей Saab, Mercedes-Benz, Volkswagen. В Америке же после эры огромных моторов ввели требование производить двигатели небольшого объема. Чтобы придать им былую мощность, автоконцерны стали массово использовать турбины, в том числе японского производства. И уже скоро каждая крупная компания имела в модельном ряду автомобиль с турбомотором. 

1987 год – Porsche выпустил первую в мире модель с двумя турбинами – Porsche 959 

В наше время под капотом почти всех автомобилей с дизельным двигателем можно увидеть турбину. Кроме того, многие новые автомобили и с бензиновым двигателем также имеют турбонаддув. С изобретением Альфреда Бюхи продолжают экспериментировать: появились турбокомпрессоры twin-scroll – с двумя входными отверстиями на одну крыльчатку; турбины переменной геометрии, которые делают мотор более тяговитым на низких оборотах. 

21 марта 2023
Поделиться: